?

Log in

No account? Create an account

annabaskakova

Координатор броуновского движения


Previous Entry Share Next Entry
Выставка памяти Сергея Урусевского
annabaskakova
На выставку в галерее на Солянке, посвященную столетию со дня рождения кинооператора Урусевского , я все собиралась сходить, а потом решила - ну что там могли показать? Фотографии, плакаты к фильмам, раскадровки? Насмотрелась я подобных выставок, интересных разве что в день открытия, пока специалисты выступают. Потом все же попала на нее - совершенно случайно. И была потрясена. Оказывается, Сергей Урусевский был не только великим кинооператором - он еще был прекрасным художником, явно тяготевшим к импрессионизму и постимпрессионизму. Если бы Родченко не сманил его в фотографию, а затем - в кино, вполне возможно, что сейчас мы изучали бы в курсе истории искусства живописца Урусевского. Впрочем, графика у него была не менее интересная. Учился Урусевский не у кого-нибудь, а у Фаворского.
















Заинтересовала меня цитата из воспоминаний Сергея Урусевского, висящая на одном из стендов. «Построили мы вышку, с нее спустили трос, по тросу пустили камеру, она шла в свободном падении, на роликах… Когда камера проходила мимо нас, я хватал ее в руки, второй человек откреплял магнит, а ассистент хватался за фокус… Дальше мы бежим вместе. Бег все быстрее. Я на ходу сажусь на тележку, и она мчится с ужасающей скоростью. Потом артист опять подбегал к каким-то пальмам, оглядывался – уже на очень крупном плане, я незаметно сходил с тележки и дальше бежал с ним, снимая уже в спину. Я очень горжусь, что он нечаянно все-таки упал, а я с камерой – удержался». Вот так люди работали до изобретения кранов и компьютеров - камеру на лету ловили и бежали. Небось еще и материально ответственными лицами являлись, а не боялись камеру в полет на тросе пускать.




Это портрет Урусевского работы Родченко. Пересняла я его не ахти как - висел высоко и под стеклом, впрочем, я не уверена, что там висел оригинал.

...Давно я в этом зале не была и не знала важных вещей. Хитроумный директор галереи на Солянке поступил очень мудро. Прокопался в подвал, залил пол, слегка отштукатурил стены бывшего склада - и получилась дополнительная площадь в центре Москвы. Назвали новые залы вполне логично - "Катакомбы". Очень интересное пространство получилось из нескольких сообщающихся комнаток. В них и проходит выставка Урусевского.

Афиши, архивные фотографии, раскадровки - все это на выставке есть. Но в небольшом количестве. И правильно.











На съемках фильма "Я - Куба"




А это фотоаппарат, который Урусевский сам себе сделал. Называется "Уру". Кинопленочный или узкопленочный, как тогда говорили.

В самом конце экспозиции - темный зал, в котором крутят кино, снятое Урусевским. Посмотрела я кусочек "Неотправленного письма". Впервые обратила внимание, что сцена, где героиня над героем, лежащим на снегу, склоняется, практически повторяет композицию "Пьеты" Микеланджело, только "Пьета" видна с непривычной точки - сбоку. И в финале "Сорок первого" та же композиция. Интересно. Звук, правда, в этом зале плохой, когда начался фильм "Летят журавли" , звук вообще практически не был слышен, и я не выдержала и сбежала сразу после легендарной сцены на мосту - той самой, ради которой Урусевский несколько ночей актеров мучал, ожидая, пока тучка прилетит в нужное место на небе . Но все равно организаторы молодцы, что догадались на выставке кинофильмы показывать. Без них она была бы неполной.

Зал до 8 вечера работает - можно даже после работы успеть заскочить, благо он в самом центре Москвы. Выставка открыта до 18 января. Сходить решительно стоит. Очень интересно.


  • 1
Ух ты! Спасибо за пост! Попробую как раз после работы сходить, если получится.

О! Спасибо, надо будет обязательно сходить...

Сходите обязательно с дочкой, она порадуется мультикам на соседней выставке Алдашина, тоже замечательной. Можно даже там ее посадить в зальчике - смотреть мультфильмы Алдашина, благо программа длинная, - и спокойно наслаждаться Урусевским.

Спасибо за описание, за отзыв, за репортаж! Позвольте сослаться на ваш пост:
http://community.livejournal.com/raskadrovki/4443.html
Спасибо!

Вам спасибо, мне будет очень приятно, если Вы прорекламируете эту выставку.

Класс!
Стульчик с тенями потряс!
Родченко - ХАД:(
Какого ху...дожника потеряли!
Очень в тему пост - вот жеж:(

Мне тоже стульчик больше всего понравился, хотя я слегка его испортила при кадрировании -при фотографировании с близкого расстояния возникают искажения. У Урусевского композиция такая, что ни сантиметра не срежешь.
Кстати, у меня есть знакомый художник - Григорий Кузнецов, выпускник Суриковского, и у него очень похожая манера письма, хоть и менее экспрессивная. И цвет похож. Интересно.

Ну вобщем - погоня к "своей" манере письма ни к чему хорошему не приводит - как показывает опыт последних 70-ти лет.
У Веласкеса не было своей манеры письма, как и у еще пары сотен величайших художников, но зато у них было свое видение:)
А когда манера своя, а своего видения нет - тут-то и начинаются траблы.
Если бы кино не увело к себе - он бы думаю покруче стульчика накрасил образы:)

очень-очень интересно, спасибо тебе за рассказ!

картина со стулом (где синие тени) мне напомнила небольшой натюрморт Шагала с занавеской и стулом у окна, который находится в музее-квартире Бродского в Питере

Ага, офигительный художник. Они огромные, эти картины, и совершенно прекрасные, так свободно написанные...

Интересные люди - кинооператоры.

  • 1