annabaskakova (annabaskakova) wrote,
annabaskakova
annabaskakova

Categories:

Выставка памяти Сергея Урусевского

На выставку в галерее на Солянке, посвященную столетию со дня рождения кинооператора Урусевского , я все собиралась сходить, а потом решила - ну что там могли показать? Фотографии, плакаты к фильмам, раскадровки? Насмотрелась я подобных выставок, интересных разве что в день открытия, пока специалисты выступают. Потом все же попала на нее - совершенно случайно. И была потрясена. Оказывается, Сергей Урусевский был не только великим кинооператором - он еще был прекрасным художником, явно тяготевшим к импрессионизму и постимпрессионизму. Если бы Родченко не сманил его в фотографию, а затем - в кино, вполне возможно, что сейчас мы изучали бы в курсе истории искусства живописца Урусевского. Впрочем, графика у него была не менее интересная. Учился Урусевский не у кого-нибудь, а у Фаворского.
















Заинтересовала меня цитата из воспоминаний Сергея Урусевского, висящая на одном из стендов. «Построили мы вышку, с нее спустили трос, по тросу пустили камеру, она шла в свободном падении, на роликах… Когда камера проходила мимо нас, я хватал ее в руки, второй человек откреплял магнит, а ассистент хватался за фокус… Дальше мы бежим вместе. Бег все быстрее. Я на ходу сажусь на тележку, и она мчится с ужасающей скоростью. Потом артист опять подбегал к каким-то пальмам, оглядывался – уже на очень крупном плане, я незаметно сходил с тележки и дальше бежал с ним, снимая уже в спину. Я очень горжусь, что он нечаянно все-таки упал, а я с камерой – удержался». Вот так люди работали до изобретения кранов и компьютеров - камеру на лету ловили и бежали. Небось еще и материально ответственными лицами являлись, а не боялись камеру в полет на тросе пускать.




Это портрет Урусевского работы Родченко. Пересняла я его не ахти как - висел высоко и под стеклом, впрочем, я не уверена, что там висел оригинал.

...Давно я в этом зале не была и не знала важных вещей. Хитроумный директор галереи на Солянке поступил очень мудро. Прокопался в подвал, залил пол, слегка отштукатурил стены бывшего склада - и получилась дополнительная площадь в центре Москвы. Назвали новые залы вполне логично - "Катакомбы". Очень интересное пространство получилось из нескольких сообщающихся комнаток. В них и проходит выставка Урусевского.

Афиши, архивные фотографии, раскадровки - все это на выставке есть. Но в небольшом количестве. И правильно.











На съемках фильма "Я - Куба"




А это фотоаппарат, который Урусевский сам себе сделал. Называется "Уру". Кинопленочный или узкопленочный, как тогда говорили.

В самом конце экспозиции - темный зал, в котором крутят кино, снятое Урусевским. Посмотрела я кусочек "Неотправленного письма". Впервые обратила внимание, что сцена, где героиня над героем, лежащим на снегу, склоняется, практически повторяет композицию "Пьеты" Микеланджело, только "Пьета" видна с непривычной точки - сбоку. И в финале "Сорок первого" та же композиция. Интересно. Звук, правда, в этом зале плохой, когда начался фильм "Летят журавли" , звук вообще практически не был слышен, и я не выдержала и сбежала сразу после легендарной сцены на мосту - той самой, ради которой Урусевский несколько ночей актеров мучал, ожидая, пока тучка прилетит в нужное место на небе . Но все равно организаторы молодцы, что догадались на выставке кинофильмы показывать. Без них она была бы неполной.

Зал до 8 вечера работает - можно даже после работы успеть заскочить, благо он в самом центре Москвы. Выставка открыта до 18 января. Сходить решительно стоит. Очень интересно.
Tags: выставки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments